Тенге снимают с эфира
Российскому телевидению запрещают казахстанскую рекламу.
Ведущие российские телекомпании рискуют лишиться казахстанского рынка, который после конфликта с Украиной стал для них крупнейшим за пределами страны. С 1 января в Казахстане будет запрещено размещать рекламу на зарубежных телеканалах, что фактически означает запрет на ретрансляцию большинства российских телеканалов. Еще через год иностранцам придется открыть в республике свои представительства, при этом вещатели, аффилированные с иностранными госструктурами, должны будут 80% местного бизнеса отдать казахстанскому партнеру. Как стало известно, Минкомсвязь ведет переговоры о смягчении этих норм, чтобы вещание в Казахстане смогли продолжить в том числе "Первый канал", ВГТРК и НТВ.
Кабельные операторы Казахстана направили президенту республики Нурсултану Назарбаеву обращение с просьбой пересмотреть поправки к закону "О телерадиовещании", подписанные им в октябре и ноябре 2015 года. Согласно поправкам, с 1 января 2016 года вещательные операторы Казахстана не смогут показывать рекламу при ретрансляции иностранных телеканалов. При этом в республике уже действует запрет на эфирное вещание иностранных каналов, поэтому российские каналы распространяют свои зарубежные версии через кабельные сети. Таким образом вещают, в частности, "Россия 24", "Россия К", "РТР-Планета" (все — ВГТРК), "Первый канал", НТВ ("Газпром-медиа"), Russia Today, РЕН ТВ.
Кроме того, с 1 января 2017 года вступает в силу еще одна норма, под которую подпадают крупнейшие российские вещатели: иностранные телекомпании будут обязаны открыть свои представительства в Казахстане. При этом доля иностранного канала, связанного с госструктурами (через пакет акций или аффилированный иным способом), в юридическом лице, образованном в Казахстане, не сможет превышать 20%. Редактором или директором такой компании также не смогут быть иностранные граждане. Сейчас у большинства иностранных каналов представительств в Казахстане нет: они заключают договоры с местными операторами, которые распространяют контент через сети платного ТВ.
В письме господину Назарбаеву операторы сетуют, что запрет рекламы на иностранных каналах уничтожит их бизнес: затраты на то, чтобы вырезать рекламу из эфира, станут разорительными, а полностью от нее избавиться все равно не удастся. Таким образом, операторам придется просто отключить иностранные телеканалы от сетки вещания. Кроме того, по мнению участников рынка, поправки "носят дискриминационный характер" для телеканалов государств--членов Евразийского экономического союза и не соответствуют принципам свободной торговли между странами.
После потери украинского рынка для российских телевещателей Казахстан, будучи значительно меньше по доходам, оказался главным внешним рынком по объему сбыта. По данным Vi, в 2014 году рынок телерекламы в Казахстане составил 24,1 млрд тенге, или около 5 млрд руб. Топ-менеджер рекламного агентства, работающего в Казахстане, оценивает объем телерекламы на российских каналах в республике в 2015 году в 1,5-1,6 млрд тенге, включая НДС, то есть около 320 млн руб. Львиная доля этой суммы приходится на "РТР-Планету", чья доля аудитории в стране составляет 10,7% среди зрителей старше 18 лет, отмечает он. Второй крупнейший игрок на казахстанском рынке среди российских каналов — "Первый канал. Всемирная сеть".
Представитель "Первого канала" вчера не предоставил комментариев. Представитель ВГТРК сообщил, что в холдинге в курсе ситуации и находятся "в переговорах с коллегами". В "Газпром-медиа" уточнили, что каналы холдинга зарабатывают в Казахстане в основном за счет дистрибуции, а не по рекламной модели, а влияние законодательных изменений оценить пока сложно. Для телеканалов было бы экономически нецелесообразно создавать отдельные версии без рекламы для вещания в Казахстане, говорит собеседник в одном из российских медиахолдингов. Потенциальные финансовые потери от абонентской платы и рекламы он оценивает в 700-900 млн руб. в год.
Из крупных иностранных телевизионных групп в Казахстане также присутствуют Discovery, Viacom и Fox. Реализовать отключение рекламы в такой короткий срок невозможно, поскольку в Казахстан идет сигнал, который распространяется и на другие территории, говорит менеджер одной из этих компаний. Для выполнения закона, по его словам, нужны большие инвестиции, которые неуместны в условиях девальвации местной валюты и падения рынка. Собеседник уточняет, что компания уже обратилась к местному регулятору с просьбой об отсрочке на полгода. "Если ее дадут, мы будем искать способы вырезать рекламу. Если нет — придется отключаться",— признает он.
В течение года после вступления закона в силу штрафов за показ рекламы не будет, надеется топ-менеджер одного из российских медиахолдингов. Более того, по его мнению, для россиян "с большой долей вероятности" все же будут предусмотрены исключения в законе, что может быть сделано до 20 декабря. Представитель Минкомсвязи подтвердил, что переговоры с казахстанскими чиновниками ведутся. Делегация Минкомсвязи была в Казахстане, но переговоры еще не закончены, добавил источник, знакомый с ситуацией.
Источник:
http://kommersant.ru/doc/2878821
Борьба России за рекламный рынок Казахстана вступила в решающую фазу
17 декабря 2015
Запрет рекламы на иностранных каналах в Казахстане вызвал оживленную дискуссию. Обсуждение этой темы активно идет как в социальных сетях, так и на страницах национальных и иностранных СМИ. Тот факт, что это произошло уже после принятия закона, говорит о том, что, скорее всего, эта дискуссия навязана нам из-за рубежа.
Но давайте разберемся, из-за чего весь сыр бор.
Если отбросить всю шелуху, которой прикрывают критики принятого закона истинный смысл происходящего, то борьба идет за рекламный рынок Казахстана. За то, кому достанутся деньги с этого рынка. Казахстанским телеканалам, газетам, журналам, интернет площадкам, или российским телеканалам и их агентам в Казахстане.
Объясню суть. Раньше, российские телеканалы, которые беспрепятственно вещают в Казахстане, не рассматривали серьезно казахстанский рекламный рынок, т.к. он был слишком маленький, по сравнению с российским и украинским. Но в связи с экономическим кризисом и после потери украинского рынка, казахстанский рекламный рынок, остался единственным значимым источником дополнительных доходов для российских телеканалов. И теперь он стал интересен. С начала 2014 года, началась массированная экспансия россиян на казахстанский рынок рекламы. Первым стал канал РТР. Телеканал стал измеряться в панели TNS Gallup Media и продавать рекламу на своем канале. Для непосвященных надо пояснить, что TNS Gallup Media это независимая международная компания, занимающаяся измерениями рейтингов телеканалов, радио и других СМИ. Исследованиям этой компании доверяют все крупнейшие мировые рекламодатели и вся телевизионная реклама продается на основе этих измерений.
За РТР последовали каналы НТВ, ТНТ, РенТВ, Первый канал. Все это привело к тому, что более 30% денег с телевизионного рекламного рынка стало утекать в соседнюю Россию, и эта цифра имела тенденцию к увеличению. Казахстанские СМИ, и в первую очередь частные телеканалы, рисковали остаться без средств. Ведь в борьбе за рекламный рынок, российские телеканалы и их рекламные агенты в лице кабельных операторов устроили откровенный демпинг. Кроме того, российские телеканалы изначально находятся в привилегированном положении, так как на них не распространяются ограничительные меры казахстанского законодательства о СМИ в области рекламы и языка.
Как я уже сказал, частные казахстанские телеканалы, они же и самые популярные, получают доход только от рекламы. Из этих денег оплачивается создание телевизионных программ. Но так как казахстанский рекламный рынок небольшой, средств этих не достаточно. Для примера, на производство среднего российского сериала затрачивается от 150 тыс. долл. за серию. А на некоторые сериалы - намного больше. Например, бюджет 10-ти серийного российского сериала «Пепел» составил около 12 млн. долларов, более 1 млн. долларов за серию! Бюджет только одного российского «Первого канала» более 1,5 миллиарда долларов, что во много раз превосходит бюджет всех казахстанских телеканалов вместе взятых.
При этом казахстанские телеканалы, могут позволить себе снимать сериалы не дороже 35 тыс. долл. за серию. Исключение составил 4-х серийный сериал «Касым», который финансировался тремя казахстанскими телеканалами и по качеству превосходит многое российские аналоги. Затраты на него составили более 150 тыс. долл. за серию. Та же ситуация и с большими форматными проектами и ток-шоу. На нашем телевидении есть качественные проекты: Х-Фактор, Казахстан Даусы (формат Голос). Но эти исключения, подтверждает правило: казахстанскому телевидению не хватает средств для развития.
Изучив все эти тенденции и явления, наши депутаты, приняли совершенно справедливое решение о запрете рекламы на иностранных каналах. Это сделано для того, что бы все деньги, поступающие с рекламного рынка, оставались в Казахстане и шли на развитие отечественных СМИ. Сразу нужно сказать, что речи о закрытии вещания российских каналов не стоит. Принятый закон не запрещает вещание российских каналов, а только ограничивает продажу рекламы на этих каналах и препятствует уводу рекламных денег в соседнюю Россию.
Надо сказать, что ровно такие правила еще год назад, установлены в самой России для иностранных телеканалов.
Но наши российские коллеги, в борьбе за кусок казахстанского рекламного пирога и не думали сдаваться. В ход пошли все возможные способы, вплоть до шантажа и угроз. События разворачивались так:
Сначала российские коллеги, пригрозили нашим кабельщикам, своим же партнерам и рекламным агентам, что все последствия от принятого закона они переложат на их плечи. Конечно же, большинство кабельных операторов разориться, говорят наши соседи, ведь мы не сдвинемся ни на шаг, не уберем рекламу! А вы, партнеры, сами выкарабкивайтесь. Конечно, наши кабельные операторы возмутились, но адресовали свое возмущение не своим партнерам - российским телеканалам, а родной стране. Написали открытое письмо Президенту, депутатам Парламента: «Мол, как так? Вы защищаете национальный рекламный рынок, а как же мы? Мы ведь питаемся крошками рекламных доходов с российского куска, а сейчас и этих крох лишаемся!». При этом кабельные операторы скромно умалчивают, что получают основной доход в виде абонентской платы с потребителей.
Дальше - больше. Как пишут некоторые авторы, в Астану прибыл «десант» из представителей российского правительства, администрации президента и представителей нескольких российских каналов. Россияне в свойственной агрессивной имперской манере придерживаются тактики нападения. Наши соседи грозили отключить российские телеканалы, отсылая наших чиновников к Майдану, напоминая, что украинские события начались именно с закрытия российских СМИ.
Затем депутат Мажилиса Айгуль Соловьева вносит на рассмотрение Парламента законопроект, предусматривающий отмену принятых ограничений рекламы на иностранных каналах. Что это - лоббирование интересов российских каналов, как утверждают некоторые авторы, или забота о нашей стране - не берусь судить. Но факт остается фактом, такой законопроект внесен и обсуждается Парламентом.
Сегодня, 17 декабря, в бой вступили российские СМИ в лице газеты «Коммерсантъ», которая на своих страницах опубликовала статью «Тенге снимают с эфира. Российскому телевидению запрещают казахстанскую рекламу», где, уже россияне не прикрываясь «фиговыми листочками» заботы о казахстанских телезрителях пишут:
«Ведущие российские телекомпании рискуют лишиться казахстанского рынка, который после конфликта с Украиной стал для них крупнейшим за пределами страны. После потери украинского рынка для российских телевещателей Казахстан, будучи значительно меньше по доходам, оказался главным внешним рынком по объему сбыта. По данным Vi, в 2014 году рынок телерекламы в Казахстане составил 24,1 млрд тенге, или около 5 млрд руб. Топ-менеджер рекламного агентства, работающего в Казахстане, оценивает объем телерекламы на российских каналах в республике в 2015 году в 1,5-1,6 млрд тенге, включая НДС, то есть около 320 млн руб. Львиная доля этой суммы приходится на "РТР-Планету", чья доля аудитории в стране составляет 10,7% среди зрителей старше 18 лет, отмечает он. Второй крупнейший игрок на казахстанском рынке среди российских каналов — "Первый канал. Всемирная сеть".
А дальше вообще не стесняясь, российские коллеги пишут: «В течение года после вступления закона в силу штрафов за показ рекламы не будет, надеется топ-менеджер одного из российских медиахолдингов. Более того, по его мнению, для россиян "с большой долей вероятности" все же будут предусмотрены исключения в законе, что может быть сделано до 20 декабря. Представитель Минкомсвязи подтвердил, что переговоры с казахстанскими чиновниками ведутся. Делегация Минкомсвязи была в Казахстане, но переговоры еще не закончены, добавил источник, знакомый с ситуацией».
Тем самым подтверждая, что «десант», о котором сообщалось, действительно был, и российские чиновники давят на казахстанских чиновников и депутатов с одной лишь целью – позволить российским телеканалам участвовать в дележе казахстанского рекламного «пирога».
Ну что ж, соглашусь с одним из комментаторов в сети, который написал: «Битва за казахстанский рекламный рынок вступает в решающую стадию. В ход пошла российская «артиллерия» в виде газеты Коммерсантъ. На очереди «крылатые ракеты» наземного и морского базирования…».
А развязки этой баталии ждать совсем не долго. Закон, ограничивающий рекламу на иностранных каналах, вступает в действие с 1 января 2016 года. Удастся ли нашим чиновникам и депутатам сдержать российский натиск и защитить интересы национальных СМИ, покажет время.
Казбек Курмашев.
http://www.zakon.kz/4763552-borba-rossii-za-reklamnyjj-rynok.html