Не успело в Лондоне и Москве закончиться расследование обстоятельств гибели бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, скончавшегося от отравления радиоактивным полонием, как в Голливуде разгорелась нешуточная схватка за право первой экранизации истории российского контрразведчика. О серьезности намерений голливудских мейджоров говорит участие в проектах таких людей, как Джонни Депп, Майкл Мэнн и других. Однако на родине Литвиненко будущим экранизациям, вероятнее всего, будет уготована судьба Бората.
Первой о своем намерении запечатлеть в целлулоиде драматическую биографию Литвиненко заявила кинокомпания Warner Bros., которая приобрела права на экранизацию еще ненаписанной книги "История Саши. Жизнь и смерть русского шпиона". Над этим монументальным, судя по названию, произведением трудится шеф лондонского бюро газеты The New York Times, Алан Ковелл (Alan Cowell), написавший несколько статей о Литвиненко.
Снимать фильм будет студия Джонни Деппа Infinitum Nihil, а сам последний и не очень благородный пират Карибского моря, вероятнее всего, и сыграет главную роль.
Буквально на следующий день за дело взялась другая крупнейшая кинокомпания Голливуда Columbia Pictures, заявившая о готовности снять свою версию истории Литвиненко. Этот проект будет основываться на другой книге, которую в спешном порядке сочиняют вдова погибшего агента Марина и его друг Алекс Гольдфарб. Соавторы представили покупателям первую главу своего труда, который будет называться не столь высокопарно, но по существу - "Смерть диссидента", и руководство киностудии тут же выплатило им 500 тысяч долларов гонорара за право на экранизацию.
Господин Гольдфарб и Марина Литвиненко намерены закончить работу над книгой уже в ближайшее время, чтобы в мае 2007 года она оказалась на прилавках магазинов. Съемки этого фильма, который будет представлять собой политический триллер, Columbia Pictures намерена поручить режиссеру Майлу Мэнну, отметившемуся несколькими удачными картинами вроде "Али", "Полиции нравов" и "Соучастника".
Но и это еще не все. Корреспондент The Wall Street Journal Стив Ливайн (Steve LeVine), работавший в свое время с убитым в Пакистане Дэниелом Перлом, заключил контракт с издательством Random House, согласно которому он должен написать книгу "Полоний", посвященную, как нетрудно догадаться, все тому же Александру Литвиненко.
Кроме этого, собственные мемуары бывшего российского агента "ФСБ взрывает Россию" будут вновь переизданы в Великобритании. Права на экранизацию этого произведения принадлежат компании Braun Entertainment Group, которая хоть и не столь определенно, но поговаривает о своих планах снять полнометражный фильм на его основе. По слухам, главная роль в этом проекте может достаться уже искушенному в "шпионских" делах Дэниелу Крейгу.
Как видно, борьба за наследие Александра Литвиненко предстоит нешуточная. Для Голливуда в этом нет ничего удивительного. Тот же Майкл Мэнн уже смог однажды опередить своих конкурентов в деле реализации сулящего большие перспективы проекта. Речь идет об экранизации биографии эксцентричного миллионера Говарда Хьюза, к которой присматривались режиссер Кристофер Нолан и Джим Керри. Однако Мэнн оказался проворнее и, выступив в качестве продюсера, организовал съемки "Авиатора", поставив на зарекомендовавший себя дуэт Скорсезе-Ди Каприо. И, как известно, не прогадал.
О прокатной и прочей судьбе фильма или фильмов, посвященных Литвиненко, пока можно только догадываться. Можно осуждать жадных до сенсаций и сопутствующей им наживе голливудских деятелей кинобизнеса, можно рассуждать о том, зачем все это сдалось Джонни Деппу, можно задумываться о той скорости, с которой близкие погибшего человека превратили его жизнь и смерть в доходное дело, но пока все это будут лишь досужие сплетни.
Совершенно ясно лишь одно - на родине Александра Литвиненко фильмам о нем независимо от степени их лояльности и честности придется несладко. Ведь если проследить за хронологией выхода литературных трудов, на основе которых будут сниматься биопики, то можно предположить, что экранизированы они будут к началу 2008 года, то есть в разгар президентской кампании в России. И появление на внутреннем рынке столь сильного раздражающего фактора в самый ответственный ее момент не нужно решительно никому.
Вероятнее всего, экранные версии жизни Литвиненко ждет судьба скандального Бората, которого в России вроде бы никто официально и не запрещал, но лишь тактично "не рекомендовал" к прокату. И это при том, что речь шла всего лишь о бесхитростном капустнике, косвенно задевающем некоторые аспекты жизни российских стратегических партнеров. В итоге, DVD-диски со угрожающими надписями "полная версия" и придурковатой улыбкой главного персонажа на обложке стали одним из самых ожидаемых продуктов такого рода на российском рынке.
Остается лишь подождать и убедиться самим: смогут ли стать существующие пока лишь в проектах экранные биографии Литвиненко отечественным вариантом "Фаренгейта 9/11", или самоцензура в очередной раз обеспечит работой индустрию DVD и других более "продвинутых" форматов.
Андрей Воронцов
http://lenta.ru/articles/2007/01/15/borat/