(C) 2007, Информационное агентство Интерфакс-Казахстан.
Ссылка по условиям договора обязательна.
http://www.interfax.kz
ПАРЛАМЕНТ-КОНСТИТУЦИЯ-ПОПРАВКИ-ПРИНЯТИЕ
Парламент принял поправки в Конституцию, согласно которым расширяются его полномочия, а президентский срок в Казахстане сокращается с 7 до 5 лет, при этом не ограничены полномочия первого президента Назарбаева (обобщение)
(добавлен текст после 18-го абзаца)
Астана. 18 мая. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН - Парламент Казахстана на совместном заседании палат (нижней - мажилиса и верхней - сената) в пятницу одобрил во втором, окончательном чтении законопроект о внесении пакета поправок в действующую Конституцию республики.
За принятие поправок в Конституцию проголосовали все 39 сенаторов и 66 из присутствовавшего на заседании 71 депутата мажилиса.
Парламент Казахстана состоит из 39 депутатов сената и 77 депутатов мажилиса.
Согласно законотворческой процедуре, поправки направлены на подпись главе государства.
Во время рассмотрения законопроекта во втором чтении парламент принял предложение группы депутатов о внесении в Конституцию поправки, согласно которой не ограничивается период полномочий первого президента республики Нурсултана Назарбаева.
Таким образом, в случае одобрения указанной поправки в Основной закон президентом, который подписывает принятые парламентом законы, на пост главы государства можно будет избираться не более двух раз подряд, но для первого президента страны Н.Назарбаева будет сделано исключение.
С утверждением главой государства принятых сегодня парламентом конституционных поправок в Казахстане расширяются полномочия парламента и маслихатов (местных представительных органов власти), повышается роль партий и Ассамблеи народа Казахстана (АНК) в общественно-политической жизни страны.
Вместе с тем, несмотря на передачу ряда полномочий главы государства парламенту, Казахстан остается президентской республикой.
Основные изменения и дополнения в Конституцию представил в парламенте президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в минувшую среду и попросил депутатов рассмотреть и принять соответствующий пакет поправок в течение этой календарной недели.
Так, по предложению президента в действующую Конституцию вносится поправка о сокращении срока президентского правления в республике с нынешних 7 до 5 лет после 2012 года. Как известно, после 2012 года истекает 7-летний срок полномочий Н.Назарбаева в качестве главы государства. Он был избран на этот пост во второй раз подряд согласно действующей Конституции на прямых всеобщих выборах в конце 2005 года, вступил в должность после инаугурации в январе 2006 года.
Н.Назарбаев является первым президентом независимого Казахстана.
В этой связи в Конституцию вводится новая норма, согласно которой статус и полномочия первого президента Казахстана определяются Конституцией республики и соответствующим конституционным законом.
Кроме того, принятыми поправками ужесточается одно из требований к кандидату в президенты - ценз оседлости: претендующий на должность главы государства должен проживать в Казахстане последние 15 лет. Согласно действующей Конституции, "президентом республики может быть избран гражданин республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет".
Поправками в Конституцию глава государства наделяется правом законодательной инициативы. Поправки также исключают из Конституции пункт, согласно которому на период осуществления своих полномочий президент Казахстана приостанавливает свою деятельность в политической партии.
В соответствии с принятыми поправками, с 15 рабочих дней до 1 месяца увеличивается период, в течение которого глава государства подписывает закон, принятый парламентом.
Наряду с этим усложняется процедура принятия новых поправок в Основной закон республики или его новой редакции на референдуме. Для принятия таких поправок на референдуме необходимо, чтобы за них проголосовало не менее двух третей граждан, имеющих право голоса, в каждом из 16 регионов (административно-территориальных единиц). Как известно, в настоящее время необходимым условием для принятия решения об изменении Конституции на референдуме является участие в нем более половины от граждан, имеющих право голоса, и положительное решение большинства из них.
В Казахстане часть поправок в Конституцию вправе вносить парламент. Полностью же изменить Основной закон в республике возможно только на основании результатов референдума.
Президент также предложил закрепить в Конституции отдельной статьей норму, что столицей Казахстана является Астана. Как известно, Астана является столицей республики вместо прежней - Алматы (Алма-Ата) с 1997 года.
Вместе с тем по предложению главы государства в Конституцию вносятся следующие изменения и дополнения, в соответствии с которыми расширяются полномочия парламента: президент назначает премьер-министра после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов мажилиса; состав правительства формируется на основе парламентского большинства по предложению премьер-министра, который в свою очередь также представляет фракцию парламентского большинства; премьер обязан ставить перед вновь избранным мажилисом вопрос о доверии правительству; парламент будет формировать две трети состава Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета за исполнением республиканского бюджета.
Наряду с этим заметно усиливаются полномочия парламента по контролю за деятельностью правительства. Так, мажилису для выражения недоверия правительству достаточно будет теперь простого большинства голосов депутатов, а не двух третей, как это закреплено в действующей Конституции. Помимо этого упрощается процедура выражения парламентом недоверия отдельно взятому министру.
В свою очередь сенат в рамках конституционной реформы получит полномочия по выполнению функций парламента по принятию законов в период временного отсутствия мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий. С верхней палатой также будет согласовываться кандидатура на должность председателя Национального банка республики.
При этом состав палат парламента увеличивается на 38 человек - до 154 депутатов. Так, состав сената будет расширен до 47 мест за счет увеличения президентской квоты с 7 до 15-ти депутатов. Часть из них глава государства будет назначать после консультаций с АНК. В свою очередь состав мажилиса увеличивается до 107 депутатов, 98 из которых теперь будут избираться по пропорциональной системе, а 9 мест займут представители АНК.
Согласно действующей Конституции, сенат Казахстана состоит из 39 депутатов, при этом 32 сенатора избираются на собрании выборщиков - депутатов маслихатов всех уровней по принципу: от каждого из 16 регионов страны (14 областей и два города республиканского подчинения - Астана и Алматы) по два депутата сената. Семерых сенаторов назначает глава государства. Срок полномочий состава сената - шесть лет. При этом половина избираемых депутатов сената переизбирается каждые три года. Из 77 депутатов мажилиса 67 избираются по одномандатным избирательным округам, а 10 - по результатам голосования электората за партии. Срок полномочий депутатов мажилиса очередного созыва - 5 лет.
Между тем поправками из Основного закона исключается ряд норм, касающихся деятельности парламента. В частности, механизм формирования палат парламента, который планируется детально отразить в конституционном законе о выборах, а также норма о том, что депутат парламента не связан каким-либо императивным мандатом. При этом в Конституцию вводится норма о том, что депутат мажилиса может быть лишен своего мандата при выходе или исключении из политической партии, от которой он избран; однако на сенаторов эти основания не распространяются.
Вместе с тем для создания системы сдержек и противовесов в политической системе страны в Конституцию закладывается норма, наделяющая президента страны правом роспуска мажилиса либо в целом парламента после консультаций с премьер-министром и спикерами палат парламента.
При этом в Конституции предусмотрено сохранить норму, согласно которой парламент и мажилис "не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий президента, а также в течение 1 года после предыдущего роспуска".
Вносимые в Основной закон изменения касаются и деятельности местных органов власти. Так, увеличивается срок полномочий депутатов маслихатов с 4-х до 5-ти лет, вводится институт назначения акимов (глав местных администраций) всех уровней только с согласия соответствующих маслихатов.
Согласно действующему законодательству, акимов всех 16 регионов республики назначает глава государства. Нижестоящих акимов назначают вышестоящие главы администраций. В прошлом году в трети районов республики был введен институт выборности акимов, однако утверждение избранных маслихатами акимов остается прерогативой вышестоящих акимов.
Кроме того, упрощается процедура выражения маслихатом недоверия акиму: оно будет приниматься не двумя третями голосов депутатов маслихата, как в настоящее время, а простым большинством голосов.
В рамках конституционной реформы ожидаются новшества и в деятельности партий, в частности, они получат возможность получать госфинансирование.
Государственное финансирование из бюджета будут получать только те партии, которые по итогам выборов будут представлены в мажилисе парламента, заявил заместитель руководителя администрации президента Казахстана Оналсын Жумабеков, представляя поправки в Конституцию в парламенте при первом чтении в минувшую среду.
"Планируется, что политические партии будут получать прямое государственное финансирование из республиканского бюджета, но только по итогам парламентских выборов, придерживаясь такого принципа: чем больше получила мандатов партия в мажилисе, тем больше средств она получает из бюджета. Партия, не представленная в парламенте по итогам выборов, такого государственного финансирования получать не будет", - сказал О.Жумабеков.
При этом, как отметил О.Жумабеков, общественные объединения не будут напрямую финансироваться из бюджета. "Средства могут выделяться государством на грантовой и конкурсной основе под решение конкретных социально-значимых проектов и задач", - подчеркнул он.
Согласно действующему законодательству, чтобы пройти в парламент, партии или избирательному блоку необходимо на выборах преодолеть 7%-ный барьер.
Принятые поправки в Конституцию могут привести к фактической отмене смертной казни в Казахстане. Смертная казнь как высшая мера наказания будет применяться только в отношении осужденных за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время.
Как известно, последние четыре года в республике действует мораторий на смертную казнь.
Кроме того, с принятием нынешних поправок в Конституцию будет утверждено исключительно судебное санкционирование ареста. Действующее законодательство допускает и прокурорское санкционирование ареста.
Резюмируя свое выступление и подчеркивая важность принятия предложенного законопроекта, Н.Назарбаев на заседании в парламенте в минувшую среду сказал: "Предлагаемые поправки в Конституцию заложат законодательную основу, которая обеспечит успех начатым либеральным реформам и приведет к новому балансу общественных и государственных интересов, становлению новой системы сдержек и противовесов в государственном устройстве на новом этапе развития страны".