Вот нашел немного про таможню,может кому интересно будет.
С тех пор, как таможенный кодекс ТС Казахстана, России и Беларуси вступил в законную силу, прошло почти две недели. При этом специалисты неоднократно разъясняли, в чем его основные плюсы и минусы. Однако о том, что происходит на практике, знают немногие. Что изменилось при прохождении границ для обычных людей, и как они оценивают новый нормативно-правовой акт в действии, мы решили выяснить непосредственно на таможенном посту «Урлю-Тобе».
Именно здесь проходят границу, к примеру, желающие попасть из Павлодара в Омск или наоборот. Таможенники констатируют, что в последние дни увеличилось число граждан, как Казахстана, так и России, которые предпочитают пересекать пост на собственном автомобиле.
- Оно и понятно, - объясняет житель Российской Федерации Алексей Денисенко. – Теперь нет прежних проволочек с бумагами, и я не теряю на таможне драгоценное время, которое могу провести вместе с родными.
Как оказалось, пенсионер, долгое время проживший в Павлодарской области, однажды решил сменить место жительства и гражданство. В Прииртышье у дедушки остались сестра и брат, он старается навещать их как можно чаще. Однако раньше попасть из России в Казахстан для Алексея Денисенко казалось куда сложнее – его главной головной болью тогда было оформление временного ввоза на машину.
- Сегодня данной процедуры нет, чему я несказанно рад, - улыбнулся пенсионер и, уже садясь в салон своей «Тойоты», добавил: – Было бы неплохо, если бы власти наших стран сделали так, чтобы пребывание российских граждан в Казахстане без регистрации было более продолжительным. Трех дней мне лично не хватает.
Надо сказать, что авто дедушки проверили в считанные минуты, чему мы немного удивились. Правда, стражи границ сразу же дали пояснение собственным действиям – тотальному досмотру подвергается лишь тот, кто вызывает подозрение. Остальные же могут не бояться усиленной «ревизии».
К слову, даже в будний день (мы посетили таможенный пост во вторник) поток машин, проходящих границу, не уменьшался. И вопреки слухам о том, что в единой экономической зоне трех стран автомобильные пробки на таможне только растут, на посту довольно-таки скоро разбирались с въезжающими и выезжающими. В короткие сроки смогла пройти пост и Ирина Заворникова со своей семьей
- Как пассажир я не почувствовала особой разницы до и после введения таможенного кодекса: как проверяли нас, так и проверяют, - говорит наша собеседница. – При этом как человек, знакомый с водителями, могу сказать, что кое-какие послабления на границе появились. Владельцам авто сейчас намного легче при прохождении на посту.
Того же мнения и Станислав Евстаев - заместитель директора российского ООО «Мет-Транс», под лицензией которого между Омском и Павлодаром курсируют маршрутные автобусы. По словам представителя предприятия-перевозчика, на «той стороне» зачастую происходят задержки при паспортном контроле, тогда как «здесь» подобное практически не случается.
- Более того, с июля отменили таможенные декларации, - подчеркнул он. – Раньше же наши пассажиры подолгу возились с этими документами и нередко допускали в них ошибки, что становилось препятствием на пути в Павлодар. До таможенного союза мы могли простаивать на границе по несколько часов. Сейчас же на то, чтобы пройти пост, у нас с 30-40 пассажирами уходит около получаса. Упрощения ощущаются.
В общем, сложнее всего для физических лиц на границе – пройти фейсконтроль у пограничников. Дальше – танцуй, где хочешь. То есть если с вашими документами все в порядке и вы не провозите с собой, допустим, наркотики или оружие - добро пожаловать как из Казахстана в Россию, так и из России в Казахстан. Конечно же, специалисты поста продолжают при необходимости проверять вещи и сумки (кстати, на «Урлю-Тобе» это делают с помощью специальной техники - рентгена). Кроме того, остаются и фитосанитарный и ветеринарный контроли. Но самое главное – таможенное оформление снято.
Наверное, большую пользу из этого извлекли предприниматели, которые производят и перевозят продукцию на территории Таможенного союза. Так, еще в прошлом году бизнесмену, для того чтобы провезти свой груз через границу, требовалось тратиться на брокеров, оформлять гарантийные обязательства и документы контроля доставки, платить на месте НДС, растаможивать продукцию и так далее. Сегодня для фур с какими-либо товарами предусмотрен следующий алгоритм прохождения таможни. Сначала машина въезжает на территорию поста, где специалисты проверяют документы шофера, бумаги на автомобиль и груз. Затем, если перевозимая продукция из Беларуси, России или Казахстана, машина проходит транспортный контроль. Когда становится достоверно известно, что габариты фуры соответствуют заявке, водителю дают разрешение для пересечения границы.
- Согласно новому таможенному кодексу, товар, изготовленный или растаможенный в странах ТС, оформлению не подлежит, - сообщил главный специалист поста «Урлю-Тобе» Толеш Жунусов. – Теперь мы просто ведем учет проходящего через границу товара и в некоторых случаях проверяем его.
Одним из первых, кто прошел новый порядок, стал Николай Дышленко - в течение вот уже 15 лет он доставляет из Павлодара в Омск мешкотару. Как говорит дальнобойщик со стажем, у него и раньше не возникало проблем на таможне.
- Если все документы в порядке, какие могут быть сложности? – недоумевает водитель фуры. – Хотя спорить с тем, что нынешние перемены только на пользу, я не буду. Так как доставка груза до места назначения для меня станет быстрее и легче.
Выходит, практически все так или иначе удовлетворены работой таможни в новом режиме. Даже сами таможенники отмечают, что многие утомительные операции при прохождении границ теперь упразднены и бумажной работы значительно поубавилось. Однако о стопроцентной пользе таможенного союза и действующего в его рамках кодекса говорить пока рано. Доживем до августа и посмотрим, как предприниматели, беспошлинно ввозящие различную продукцию, будут уплачивать НДС по-новому – в налоговых органах.