ЦЕНА человеческой глупости
Кто греет руки на ажиотажном спросе?
Во вторник в костанайских магазинах повышенным спросом пользовались соль и сахар. Как утверждают продавцы, покупатели организованно покупали эти продукты в большем количестве, чем требуется среднестатистической семье. Кто-то пустил слух, что скоро их не станет на прилавках. На фоне этих ничем не обоснованных спекуляций нашлись предприниматели, попытавшиеся поднять цену на некоторые продукты. Власти региона обеспечивают необходимое количество всех товаров народного потребления в розничной торговле, чтобы не допустить их дефицита. И это у них получается. Но поведение костанайцев, охваченных необъяснимой паникой, провоцирует спекулянтов. Кто виноват в том, что работники торговли с легкостью заставляют их платить лишние деньги за те товары, которые при любом раскладе никогда не исчезнут с внутреннего рынка?
В Костанае сметаются с магазинных прилавков продукты длительного хранения. Такое положение дел выглядит, по меньшей мере, необычно, если учесть, что предприняты меры для стабилизации на продовольственном рынке страны. А потому, как представляется, происходящее в областном центре может служить фактом, подтверждающим заинтересованность отдельных предприимчивых дельцов, которые, используя свое доминирующее положение в тех или иных секторах продовольственной сферы, стремятся получить сверхприбыли.
Вчера в первой половине дня корреспондент «Литера» побывал в 9 крупных продовольственных магазинах и на рынке «Дастархан» областного центра: нигде в продаже не было… соли. Как пояснили продавцы, ее смели с прилавков еще в понедельник. Сахар продавался на развес только в четырех торговых точках на 15–20 тенге дороже, чем в понедельник. В очереди утверждали, что завтра он будет стоить 180 тенге за килограмм, а впоследствии и 300. Обыватель легко верит этим прогнозам, поскольку уже научен горьким опытом. Вначале, по случаю рекордного урожая, в 2,5–3 раза выросла стоимость килограмма муки. Затем рванули вверх цены на растительное масло и в понедельник достигли 700–1000 тенге за литр. Вдвое подорожали сыры и масло сливочное. Теперь настал черед соли и сахара. На очереди куриные яйца, а также мясо и продукты его переработки. Ибо сегодня за тонну ячменя уже дают 23–24 тысячи тенге. Чтобы вырастить поросенка до товарного веса в 90–100 кг как минимум нужна тонна фуражного зерна. Год назад ячмень был в два с лишним раза дешевле.
Какова реакция власти? Спокойная, и даже более. Вчера местная газета вышла со снимком на треть первой полосы: аким области вместе с акимами городов и районов, взяв в руки лопаты, тачки и саженцы, личным примером увлекает жителей Костаная на озеленение родного города. Такие же акции поручено провести акимам городов и районов в своих административных владениях. Тем более что обо всем позаботилось правительство: акиматам поручено создать штабы контроля цен на продовольствие. Нет проблем: несколько лет назад были созданы ценовые комиссии. Насколько помнится, на уровне области ее возглавлял и продолжает возглавлять первый заместитель акима. Результаты работы комиссии можно сегодня видеть на ценниках. Возможно, штабы окажутся удачливее.
Впрочем, в минувший понедельник была предпринята попытка снизить непомерно высокие цены на растительное масло. Из Актобе завезли партию масла «Минола» производства ТОО «Туркуаз эдибл ойл индастриес» и распределили по крупным магазинам и рынкам. В супермаркете «Бородинский», где имеется свободный доступ к товару, литровые бутылки по 288 тенге были сметены за час. В гастрономе «Центральный», по соседству, то же самое масло продавалось по 380 тенге за литр. Очередь разобрала его ящиками, по 12 бутылок в каждом, за три часа. Вчера масло «Минола» удалось обнаружить лишь в одном бутике рынка «Дастархан» по 500 тенге за литр. Рядом с одинокой бутылкой российского масла за 670 тенге. Продавцы утверждают, что фирма, проводящая интервенции, обещает попытку повторить. Вот только хватит ли масла в Актобе и по какой цене его станут завтра отпускать? Из телефонного разговора с директором ТОО удалось выяснить, что работает предприятие на российском сырье, цены на которое постоянно растут.
А тут новая головная боль – от соли и сахара. Кстати, область располагает месторождениями поваренной соли. С одного из них в позапрошлом веке она поставлялась к царскому столу в Санкт-Петербург. Вот только у нас она некстати.