Конкурс на спутниковые частоты вызывает недоумение участников рынка.
Два дня назад в СМИ появилась информация о том, что Госкомнадзор проводит конкурс на вещательные частоты спутника ABS-2. Это решение вызвало недоумение у игроков рынка.
Таким образом, в результате новой инициативы Роскомнадзора, любая компания, которая намерена организовать вещание с этого спутника, должна пройти процедуру конкурсного отбора, аналогичную той, которую проходили эфирные вещатели для получения аналоговых частот или же для получения места в цифровом мультиплексе.
Предметом конкурса является право на спутникового вещания с использованием частот вещательного диапазона (BSS) спутника ABS-2, а именно: 17,3 — 18,1 ГГц и 11,7 — 12,5 ГГц.
Спутник ABS-2 запланирован к выводу в точку 75°в.д. в конце января этого года. Большая зона охвата российской территорией с высокой энергетикой делают его весьма перспективным для российского рынка. Многие операторы связывают с этим КА свои планы по дальнейшему развитию своего сервиса, спутник предназначен для решения как связных задач (магистральные каналы, корпоративные сети и пр.), так и вещательных. Российская платформа непосредственного спутникового телевещания «Радуга ТВ» намерена, в частности, запустить пакет HD-телекананалов, используя емкость ABS-2. Заметим сразу, что «Радуга» планирует использовать частоты FSS-диапазона.
Итак, потенциальному конкурсанту предлагается до 30 января представить концепцию круглосуточного вещания с использованием 9 транспондеров спутника ABS-2. Конкурсный сбор составляет 1 800 000 руб., а размер единовременной оплаты — 90 000 000 руб. Право на вещание получит тот заявитель, чья концепция
формирования и распространения каналов, а также технико-экономическое обоснование покажется конкурсной комиссии самым лучшим. Итоги конкурса будут подведены 26 февраля 2014 г.
Нельзя сказать, чтобы это заявление Роскомнадзора было таким уж неожиданном. В объявлении о конкурсе Роскомнадзор ссылается на Постановление Правительства №25 от 26 января 2012 г. Согласно этому постановлению, утверждено положение о проведении конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание и спутниковое вещание с использованием конкретных частот. А также утверждены правила выделения частот для вещания с использование ограниченного радиочастотного ресурса — эфирного и спутникового и правила взимания единовременной платы за за право осуществлять эфирное или спутниковое вещание.
То есть, законодательная база была подведена еще два года назад. Но именно сейчас Роскомнадзор решил этот закон применить, и это вызвало серьезное недоумение у всех игроков рынка.
В первую очередь встает вопрос: за что взимается достаточно крупный взнос в 90 миллионов рублей? В законе сказано, что за право осуществлять вещание с использованием ограниченного радочастотно ресурса. И это правда — спутниковый частотный ресурс ограничен, но почему российские организации взимают плату за использование ресурса иностранного оператора? Спутник ABS-2 принадлежит компании Asia Broadcasting Satellite, его частоты были заявлены и скоординированы оператором. Говорить о том,что они принадлежат какой-либо стране, в том числе и России, некорректно.
Любой стране, в том числе и России принадлежат так называемые плановые частоты. Эти частоты выделяются Международным Советом Элеткросвязи каждой стране для того, чтобы ни одно государство (в особенности то, которое не имеет веса в МСЭ и возможности активно защищать там свои интересы) не испытывала дискриминации при развитии собственной сети спутникового телевещания. Выделяются не просто частоты, а орбитально-частотный ресурс, то есть частоты, привязанные к конкретным орбитальным позициям. Делается это для того, чтобы спутники, стоящие в соседних орбитальных позициях, не создавали помех, работая в одном и том же частотном диапазоне. Плановый орбитально-частотный ресурс выделяется каждой стране на долговременной основе, то есть страна не может его лишиться, даже если не будет осуществлять вещания. Еще одной особенностью планового ресурса является то, что работать в нем можно только в пределах той страны, которой он выделен. России в свое время было выделено несколько плановых частот в орбитальных позициях 36°в.д., 56°в.д., 86°в.д. и 140°в.д. Право на эти точки передано гос дарственному спутниковому оператору ФГУП «Космическая Связь», и данное предприятие распоряжается ими, исходя из своего понимания рынка и государственных интересов. В точке 75°в.д. Российского планового частотного ресурса нет.
Второй вид орбитально-частотного ресурса — координируемый. В этом случае оператор заявляет как орбитально-частотный ресурс, так и зону покрытия и доказывает, что своей работой он не создаст помех другим операторам. Здесь действует право первенства — преимущество имеет тот оператор, который первым заявил конкретную орбитальную позицию, частотный диапазон и зону покрытия, а также доказал, что никому из существующих спутниковых систем он не создает помех. Здесь правила гораздо более строгие, и за их нарушение (например, не запущенный в определенные сроки спутник) оператор может лишиться уже скоординированного ресурса. Так вот, тот орбитально-частотный ресурс, в котором работает спутник ABS-2, является именно скоординированным орбитально-частотным ресурсом. Нельзя сказать, что этот ресурс принадлежит оператору на правах собственности, оператор им пользуется на основе международных правил и законов. Но в гораздо меньшей степени можно было бы говорить, что этот ресурс принадлежит России, и немалая единовременная плата за его использование выглядит, мягко говоря, нелепо.
Что касается эфирных частот, то они изначально рассматривались как собственность государства, выделялись именно государству, а не операторам и действуют только внутри страны.
Именно это отличие эфирных частот и спутниковых не вызывала удивление при взимании платы за вещание в эфирном диапазоне и отсутствие какой либо платы государству за использование спутниковых частот. Поэтому, повторимся, означенная сумма в 90 млн. рублей, взимаемая государством за использование 9 транспондеров спутника ABS-2 вызывает такое резкое недоумение.
У операторов и экспертов есть большое количество различных сценариев дальнейшего развития событий, множество вопросов «А что если?», на которые нет ответов.
Самый первый: компания покупает ресурс и не выигрывает конкурс. Заметим, что вещательные платформы договариваются, подписывают протоколы о намерениях и даже иногда выплачивают аренду за ресурс за несколько лет до запуска, фактически с момента начала формирования космического аппарата. Многие спутниковые операторы формируют характеристики своих КА — форму зоны покрытия, энергетику луча - исходя из требований потенциальных пользователей ресурса. Если учесть, что почти всем операторам большую часть дохода приносят именно вещательные платформы (и доля этих доходов неуклонно растет), то картина вырисовывается неприятная. Оператор договаривается с вещателем, вещатель выкупает часть ресурса, оператор подгоняет характеристики аппарата под задачи вещателя, а данный вещатель конкурс не выигрывает.
Или, допустим, некий вещатель выигрывает конкурс, но при этом довольно долго не начинает работу, поскольку у него нет, допустим, аплинка или разрешения на использование частот (обязательным требованием для участия в конкурсе является только наличие соответствующей лицензии). При этом, допустим, у этого выигравшего вещателя нет контракта с оператором, и он не платит за ресурс, поскольку не считает нужным платить за то, чем пока не пользуется. Или же за этот ресурс уже заплатил другой оператор, и не желает с этим ресурсом расставаться. Допустим, выигравший оператор начнет договариваться с проигравшим (но при этом имеющим контракт на аренду ресурса) — переговоры могут идти очень долго, пользователи не получают новых телеканалов, а операторы и вещатели несут серьезные убытки. А есть еще и вариант, когда владелец спутника в это самое время перенацеливает луч на другой регион. Что тогда будет с результатами конкурса?
И это мы еще оставили в стороне маловероятную, но технически осуществимую организацию спутникового IP-вещания в Ка-диапазоне. Потому что в этом случае все запутывается еще больше.
Применение Роскомнадзором закона от 26 января 2012 г. к спутниковым вещателям грозит внести серьезный дисбаланас в российский рынок спутникового вещания.