Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана, Международный фонд защиты свободы слова «Адил Соз», Интерньюс Казахстан подготовили обращение по поводу неконституционных действий АО «Казтелерадио», которое 4 декабря 2012 г. ввело систему условного доступа в эфирной цифровой сети:
ОБРАЩЕНИЕ
по поводу антиконституционных действий АО «Казтелерадио»!
52 миллиарда тенге выделило государство на переход телерадиовещания страны на цифровой формат. Населению обещали улучшение качества изображения, доступ к отечественным телеканалам в самых удаленных уголках страны и в итоге – создание единого казахстанского информационного пространства.
Однако 4 декабря 2012г. в домах карагандинцев потухли телеэкраны. Это произошло в результате того, что АО «Казтелерадио» в пяти городах Казахстана, подключенных к цифровому эфирному вещанию, ввело кодирование системой условного доступа (СУД) всех бесплатных телеканалов свободного доступа, в том числе государственных.
Сеть эфирного цифрового телевещания Казахстана, заявленная как открытая и общедоступная, стала закрытой. В ближайшем времени это может произойти по всей стране.
На АО «Казтелерадио», 100 процентов акций которого принадлежат государству, возложена задача по строительству цифровой эфирной и спутниковой сети в интересах общества. Помимо многомиллиардных средств, АО «Казтелерадио» получило полный карт-бланш в виде статуса национального оператора телерадиовещания и права внеконкурсного получения цифровых частот. Однако оно распорядилось своими полномочиями так, что население, в том числе малоимущие и социально уязвимые слои, должны теперь покупать дополнительное оборудование к своим телевизорам исключительно у авторизованных дилеров АО «Казтелерадио», которое стоит дороже, в том числе за счет устройства для декодирования СУД. Предприниматели, которые завезли качественные, недорогие приставки и получили на них сертификаты соответствия, терпят убытки, поскольку зрители, у которых после 4 декабря 2012г. погас экран, возвращают приобретенный товар.
Общеизвестно, что кодирование сигнала производится только для платного телевидения в спутниковых и кабельных сетях. Эфирное (или наземное) телевидение считается социально доступным видом телевидения и должно приниматься на любое приемное оборудование. Предпринятое АО «Казтелерадио» кодирование эфирного (наземного) сигнала входит в прямое противоречие с курсом Казахстана на создание всеобъемлющей открытой сети цифрового телевидения, с задачей обеспечения доступа всего населения к казахстанским программам, нарушает конституционное право граждан на беспрепятственное получение и распространение информации.
Общественность неоднократно обращала внимание на риски и угрозы, которое несет в себе монопольное положение на рынке АО «Казтелерадио». В мае 2012 г. общественные организации направляли Обращение в адрес руководителей страны с просьбой отменить объявленный АО «Казтелерадио» конкурс по закупке системы условного доступа. Однако никакой реакции на это обращение не последовало. Теперь уже совершенно очевидно, что под прикрытием перехода на цифровое вещание АО «Казтелерадио» реализует за счет налогоплательщиков коммерческий проект по созданию закрытой, закодированной сети телерадиовещания, привязанной к приемному оборудованию авторизованных им компаний.
Таким образом, монополизируя рынок телерадиовещания, АО «Казтелерадио» нарушает конституционные права граждан на доступ к информации и препятствует появлению альтернативных операторов эфирного телерадиовещания и альтернативных поставщиков приемного оборудования.
В этой связи просим:
Отменить решение по введению системы условного доступа в эфирной цифровой сети как антиконституционное;
Обеспечить максимальную прозрачность и подотчетность обществу и населению, Комиссии по вопросам развития телерадиовещания при Правительстве РК каждого шага АО «Казтелерадио» по реализации перехода на цифровое вещание;
Обеспечить контроль за деятельностью АО «Казтелерадио» как монополиста в сфере телерадиовещания;
Обнародовать четкий пошаговый План перехода на цифровое вещание с расшифровкой планируемых технических решений и бюджета;
Комитет по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК – сделать депутатский запрос на предмет обнародования распоряжения, ставшего основой для введения системы условного доступа к эфирному телевещанию; проводить регулярные общественные слушания по деятельности АО «Казтелерадио»;
Министерство культуры и информации РК — обеспечить потребителям широкий выбор доступных по цене цифровых приставок отечественного и иностранного производства.